
Французский философ и писатель Бернар-Анри Леви является одним из самых последовательных сторонников идеи объединенной Европы, а также противником исламского фундаментализма.
Не будучи политиком, он однако оказывает значительное влияние на формирование внешнего курса Франции. В частности, его позицию часто называли определяющей в формировании курса на свержение ливийского диктатора Муаммара Каддафи.
А еще Леви - первый француз, который выступил в 2014 году на Майдане. Не менее важно, что Леви является одним из самых влиятельных мыслителей, противостоящих нынешнему евроскептицизму и аргументам типа "у Европы нет альтернативы сотрудничеству с путинской Россией".
В интервью одному из украинских интернет-изданий Леви отвечает на самые острые и актуальные вопросы, и мы предлагаем вашему вниманию его ответы на несколько главных моментов.
– Часто говорят о кризисе проекта Европейского Союза. Соответствует ли это действительности?
– Нет, но ЕС действительно находится в очень плохом состоянии. И, видимо, приближается к катастрофе. Но есть надежда все же удержать Европу целой и возродить этот проект.
Например, интегрируя Украину. Это был бы очень хороший способ наполнить ЕС новыми смыслами.
В Европе почему-то все думают, что Украина – это бремя, но я думаю, что Украина – это благословение для ЕС.
По двум причинам. Первая причина – вы, украинцы, верите в Европу, а мы уже не верим, или, по крайней мере, верим уже меньше, чем раньше.
Во-вторых, потому что европейская идея в лице украинцев обретает новый смысл. Потому что для нас объединенная Европа все чаще становится пустым словом. Когда я слышу мнение о Европе украинских интеллектуалов, я вижу, что это животворящий смысл.
– Но сейчас Европа стоит не только перед украинским, но и перед российским выбором. Все чаще говорят о необходимости мириться с нынешней Россией. Есть ли шанс изменить эти настроения?
– Я очень надеюсь, что Европа возьмет за образец Украину в том, как надо вести себя с Россией.
Потому что цель современной России очень понятна. Ее цель – разрушить Европейский Союз, заменить разобщенную Европу новым укладом.
Новый европейский уклад, по мнению России, должен основываться на российской парадигме.
Мы, европейцы, недостаточно это понимаем и недостаточно этому сопротивляемся. И мы должны брать уроки у Киева, как сопротивляться, учиться упорству.