
И еще одна тема, напрямую связанная и с бюджетом и со стабильностью - национализация "ПриватБанка". По оценкам Национального банка, за это решение каждый украинец заплатит 3 тысячи гривен. Во столько - если не больше - обойдется покрытие государством дыры в одном из самых крупных частных банков.
С национализацией "ПриватБанка" государство практически завершило очистку банковской системы. Ну, по крайней мере, такова официальная версия. Закрылись уже больше 80 банков.
А вот сколько продержатся оставшиеся? И как долго госбанки будут контролировать большую часть рынка в Украине? Узнавала Павлина Василенко.
Последние 3 года украинские банки штормило. Они проходили чистку НБУ. В результате - исчезло 85 финучреждений. Практически половина. И в них лежали деньги полутора миллиона украинцев. Самый активный банкопад был в 2015. В этом году банки лопались реже, но с громким треском.
Больше всего шума было вокруг "Михайловского". В украинский "МММ" - именно так прозвали "Михайловский" - отнесли свои кровные тысячи доверчивых украинцев. Им вскружили головы заоблачные проценты по депозитам. Но когда пирамида рухнула, вкладчики быстро опустились с небес на землю. Выяснилось, что банк привлекал деньги физлиц на счета инвестиционных компаний.
У Александра Ларионова под руинами пирамиды "Михайловского" осталось 20 тысяч гривен. Теперь - одна надежда на государство.
"Сказали: смотрите в интернете, в Фонде гарантирования вкладчиков, там пока ничего нет, мы смотрим, смотрим каждый день, но ничего не видим. Улыбаемся сквозь слезы", - говорит пенсионер, вкладчик банка "Михайловский" Александр Ларионов.
А перед этим обманутые вкладчики Михайловского выходили на митинги и перекрывали улицы. И в конце концов для них даже приняли специальный закон. И государство обязало деньги людям все-таки вернуть.
Но наученные горьким опытом на этой неделе побежали штурмовать банкоматы вкладчики "ПриватБанка"! Ведь на Николая - в этот понедельник - государство банк национализировало.
"Отводится на это 72 часа. Мы справились за 70 с половиной, это рекорд".
Государственным "ПриватБанк" стал за одну гривню. Но вот "дыра" в самом финучреждении по предварительным подсчетам составляет почти 150 миллиардов гривен! Хотя бывшие руководители банка это отрицают. И в Минфине пока не спешат с оценками. Но если что, латать дыры в "Привате" готовы.
"Предусматривалась сумма достаточная, в объемах до 150 млрд. там была текстовая статья в госбюджете, она так же будет заложена в 2017. Нет причин для озабоченности, думаю, клиенты уже заметили, что банк работает и работает в нормальном режиме. У банка все абсолютно хорошо сейчас с ликвидностью", - уверяет первый замминистра финансов Украины Оксана Маркарова.
Поддержать интерес к государственным банкам решили с помощью государственных 100% гарантий.
"Не важно, какая у вас сумма, как у физического лица - 200 тысяч гривен привычная нам уже гарантия, либо это 10 миллионов, либо 150 миллионов. В любом случае все эти деньги государство вам должно вернуть. И все понимают, что надежность этих банков равна надежности самого государства Украина", - поясняет экономический обозреватель Андрей Блинов.
Теперь Украина - сама себе банкир. У государства - четыре крупных банка "Ощадбанк", "Укргазбанк", "Укрэксимбанк" и "Приват". А это - 53% всего рынка и 60% денег украинцев. Хотя такая картинка все же может немного изменится:
"Укргазбанк" - это тот банк, с которого мы, как государство, планируем выйти, мы планируем его продать и я думаю, что мы начнем над этим работать уже в 2017 году.
"Мы начали активные переговоры с ЕБРР и с Международной финансовой корпорации по сотрудничеству более углубленной с "Ощадбанком" и с "Укрэксимбанком", - рассказывает первый замминистра финансов Украины Оксана Маркарова.
Банковскую люстрацию государственные мужи называют необходимым процессом для выздоровления всей системы:
"Это уже сейчас очевидно, что не обошлось без ошибок и нюансов, потерь, но в целом очистка банковской системы активная фаза подходит к своему логическому завершению. Ну, и я думаю, что есть все шансы, мы уже оттолкнулись от дна в этом процессе. Это уже будет годом подъема", - уверен заместитель директора-распорядчика Фонда гарантирования вкладов физических лиц Андрей Оленчик.
Но вот у экспертов оптимизма меньше. Говорят: кредитование сейчас фактически на нуле. А ручное управление банковской системой - это потенциальная угроза.
"Мы получили такую белорусскую модель, когда есть государственный капитализм. Государственный банк или банки, и которые полностью контролируют финансовый рынок и экономику в основном", - говорит финансовый аналитик Александр Охрименко.
"Самый плохой коммерсант в мире - это государство, государство надо отлучать от коммерции. Там, где государственный чиновник сталкивается с частным коммерсантом, возникает коррупция", - уверен финансовый эксперт Александр Савченко.
Сколько банков лопнет еще? Финансисты говорят, что немного. Пик ликвидаций уже прошел.
"Идет уже на спад банкопад, никакого подобного резонанса в стране не может быть, как и угрозы значительной финансовой системе. Но, тем не менее, можно говорить о том, что еще существует несколько банков, которые находятся под реальной угрозой их выведения с рынка", - рассказывает экономический обозреватель Андрей Блинов.
Банковская революция, банкоцид, банкопад - возможно уже позади, но перезагрузка системы - в разгаре. В Фонде гарантирования для этого приберегли 7,5 миллиардов гривен - вдвое больше, чем нужно выплатить.