Про судебную реформу.
Тема стала довольно популярной в последнее время, в том числе благодаря весьма резонансным решениям наших достопочтенных, которые иначе как “вызывающая наглость” назвать довольно трудно. Но тут нужно понимать что посадка там кого-то или его “выпускание” это лишь верхушка айсберга. А всемерное торможение судебных реформ и люстрации есть лишь инструмент, но не самоцель. Для того что-бы понять происходящее нужно копнуть немного глубже.
Итак, в стране очень много “странной” собственности. Что была продуктом весьма сомнительных приватизаций еще 90-х годов а затем много раз меняла собственников всякими разными путями, зачастую тоже весьма сомнительными. Факт имеет место быть. Проблема даже не в том что есть “сомнительная” собственность, а в том что вся она такова. И если проследить судьбу почти любого объекта (“чистого” или “грязного” – не суть важно) то в его судьбе мы обязательно встретим те или иные судебные решения, порою не одно и даже не десяток.
Это именно суды а не экономические процессы, и даже не собственно “право” так или иначе легитимизировали тот или иной статус собственности, ибо просто не существовало (и не существует) у нас никаких других инструментов. В первую очередь того самого “права”, а во вторую (или даже в первую) тех самых “нормальных экономических процессов” которые в свою очередь без права – невозможны. У нас вместо того есть “ненормальные” экономические процессы.
Стоит заметить что именно суды стали основным инструментом например рейдеров. Ибо лишь они могли зафиксировать “окончательный результат” атаки, без участия судов ни один рейдерский захват не происходил и происходить не мог. Ибо инструмент единственный. Так вот и вышло что и судебная система (как и прочий официоз) является не столько инструментом защиты собственности, сколько угрозой для нее, инструментом атаки на собственность. И эта ситуация вполне актуальна и сегодня.
Итак, кратко подведя итоги, есть огромное количество собственности с весьма сомнительным статусом, и некая судебная система что ей по сути произвольно распоряжается, “регулируя в ручном режиме”. Естественно в такой ситуации никто эту систему не будет ломать, ибо тогда непонятно “а что вместо нее”. Ибо нормального “права” у нас по прежнему нету. Более того, влияние на эту “систему ручного управления собственностью” есть важным политическим рычагом, источником власти. Ибо позволяет мощно воздействовать что на оппонентов что на союзников, что исажает уже не только правовую и экономическую, но и политическую систему государства. Этот корешок очень глубоко сидит на самом деле. И пока никто не пытается изменить сушествующее положение вещей, и похоже даже не знает как.
В принципе корень проблемы еще там, в глубоких 90-х годах, и в незавершенных процессах демонтажа совка. Сама идея приватизации в том и состояла дабы “дать имуществу собственника”, причем юридически безупречного. Что должно было послужить фундаментом для возникновения что права, что экономики. К сожалению этого не произошло, власть увлеклась что “хозяйственной целесообразостью” что “политическим контролем”, и полностью принесла им в жертву правовые аспекты. Соответственно не возникло никакого права (как явления) и соответственно судебной системы, ибо не может суд существовать без права. Написали множество законов, но закон права не заменяет и не создает его, закон его ОФОРМЛЯЕТ, а если нечего оформлять – то закон вносит лишь дополнительную неразбериху, превращаясь в “инструмент управления”, в инструмент нарушения прав.
Итого, нужно заметить что “нормальной судебной системы” у нас не может возникнуть по определению на данном этапе. Хотя-бы потому что в стране отсутствует право, а существующие законы просто невозможно выполнять, нельзя по ним судить хоть сколь-нибудь справедливо. Нормального суда не может быть, и никакая люстрация там не поможет, и реформа – тоже. Ибо отсутствует фундамент. А фундаментом есть право, и кстати собствнность. Священная. Следует завершить тот процесс приватизации и собственность таки освятить. Сей шаг неизбежен но долгие годы откладывается в долгий ящик по множеству причин. Из желания власти укрепить свои собственные стартовые условия, или от дефицита “ресурса власти”, от перманентного дефицита в бюджетах и.т.д. Много там короче вполне понятных и весьма объективных причин.
Только вот положение становится все хуже, день о то дня. Потому что не только право отсутствует у нас, но и экономика кстати. А без экономики государству существовать весьма трудно, и потому в бюджете дырки например. А еще – десятилетия “ручного управления” многократно усугубляют хаос в статусе той самой собственности, и теперь уже совершенно непонятно что исправлять, изначальные косяки 90-х годов или результаты многочисленных последующих переделов. Художества Кучмы, Кравчука или Януковича? Хотя и нынешняя команда уже вполне внесла свою лепту, и собирается заметно усугубить. О чем свидетельствуют и наполеоновские планы в отношени приватизации, и смутная борьба за контроль над вроде-бы еще государственными объектами, и “тихая”, но вполне вопиющая повседневная практика по цивильным и хозяйственным делам. Гордиев узел затягивается все туже, но рубить его таки придется.
Собственно есть только два возможных решения, либо зафиксировать некий “status quo” на некоторый определенный момент времени и “освятить” его, либо “переделить по своему” опять, но снова таки с освящением достигнутого результата. И тот и другой подход совсем не грозят нам никакой справедливостью, ибо фиксировать и освящать будут результаты того или иного беспредела.
Но фишка в том что право – важнее чем собственность, имея право – собственность можно создать (и экономику тоже) а вот без права делать это затруднительно, и по сути лишено смысла. К тому-же обсуждая “новый передел” нужно понимать кто именно (и как) его будет осуществлять. И особого доверия к текущей власти (и тем более – современной судебной системе) ни у кого нету. То бишь “новый” статус ничем не будет лучше чем старый, с точки зрения этого самого права. Но передел – обязательно повлечет за собой новые издержки, которые грозят доконать остатки экономики. Совсем, то есть насмерть. Хотя понятно что действующим персонажам вариант “нового передела” откровенно нравится, ибо позволит укрепить собственное материальное положение, и даже расправиться с врагами.
И если уж “новый передел” то пускай это будет “новый передел”, лучше уж бесконечный ужас чем ужас без конца. Но результаты должны быть таки освящены. И существующая судебная система тут явно не годится для этой цели, ввиду явного дефицита собственной святости, ведь это именно она ответственна (главным образом) за существующее положение вещей. Это может быть какой-то закон, официально объеяленная реприватизация с понятными какими-то правилами и жестко прописанным иммунитетом от возможности судебного пересмотра. Хотя авторитет ВР тоже не столь высок дабы принять подобный акт. И нет никаких гарантий что новый состав того славного органа (или даже этот, но в других обстоятельствах) не захочет снова все переиграть. Это весьма серьезная проблема, это дефицит дееспособости власти, причем всех ее веток одновременно. А вы говорите “судебная реформа”….
И остается тут надеяться лишь на “бога из машины”, на то что какой-нибудь МВФ рано или поздно устанет созерцать бардак, и потрясая чемоданом баксов веско спросит “доколе”? И объяснит что страна с таким регуляторным и даже судебным беспределом может навсегда забыть слово “инвестиции”, без которых о развитии (вернее даже построении) экономики речи быть не может никакой, и значит непонятно как будут отдавать те кредиты. Что вообще-то нужны “правила игры”, и эти правила должны быть новые, потому что никаких “старых” просто нет в природе, там не правила а просто беспредел. А правили таки нужны ибо без низ жить нельзя. И быть может тот “бог из машины” сможет наконец не только настоять на своем, но и освятить результат собственным авторитетом, восполнить им дефицит дееспособности нашей суверенной власти. Ведь именно за тем мы и шли в Европу между прочим, а отнюдь не за кредитами и прочими подачками. Право дороже денег, и оно дороже собственности. У нас его нету, и потому мы такие бедные, несмотря на “неисчерпаемые богатства”, ага…
Станислав Кукарека